Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ
Луценко Нина Владимировна,
мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
Щигровского филиала областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова"
Предмет «Технология приготовления мучных и кондитерских изделий» является среди других учебных дисциплин основным. Это накладывает дополнительные требования к методике его преподавания и к личности преподавателя. Профессия кондитер в наше время мало престижна, связана с большими физическими перегрузками, не относится к числу высокооплачиваемых. Учащиеся, поступающие на учёбу, ещё не имеют представления о своей будущей профессии, поэтому на уроках производственного обучения я осуществляю не только обучение основам знаний, умений и навыков, но и привитие интереса и любви к предмету и профессии. Воспитываю культуру приготовления и оформления изделий в организации рационального питания, как части общечеловеческой культуры. В течение многих лет ставлю перед собой и осуществляю методическую проблему: «Привитие любви к профессии через все формы обучения и воспитания». Опыт работы позволяет раскрыть педагогические подходы к осуществлению методической проблемы, методы и приёмы обучения и воспитания учащихся, позволяющие добиваться высоких результатов.
Практика работы убеждает в том, что знание предмета и судьба будущего молодого специалиста зависит в большей степени от того, сможет ли преподаватель привить учащемуся интерес и любовь к предмету и профессии. И этого я добиваюсь. Постоянно работаю в поиске новых форм и приёмов работы с учащимися, применяю различные, нетрадиционные виды уроков и внеклассных мероприятий. Много внимания уделяю самообразованию, предъявляю к себе повышенные требования, совершенствуя и оттачивая своё педагогическое мастерство. Сегодня важно не только обеспечить учащихся базовым уровнем знаний и умений, но и обогатить их багаж знаний всем тем новым, что существует в отрасли, а также привить умение обновлять и пополнять запас знаний в течение всей профессиональной деятельности. Все эти требования можно реализовать в учебном процессе только внедряя в обучение инновационные технологии.
Помогает мне в этом широкий обмен опытом работы с коллегами своего училища и других ПУ, особенно таких предметов как товароведение, оборудование, организация, и др., с которыми «Технология приготовления мучных и кондитерских изделий» имеет межпредметные связи. Постоянно занимаюсь самообразованием изучаю педагогическую, методическую и специальную литературу, по крупицам собирая всё новое, прогрессивное, передовое и внедряю в практику своей работы. Что же лежит в основе успешной работы? 1. Требовательность к себе, подтянутость, организованность, опрятность, высокое чувство ответственности. 2. Тщательная подготовка к уроку. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». (В.А. Сухомлинский). Готовясь к уроку я перечитываю основную и дополнительную литературу, до мелочей продумываю методику ведения урока производственного обучения по данной теме, подготавливаю наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения. Большое внимание уделяю эстетическому оформлению урока -- ничего лишнего, всё рационально, опрятно, красиво.
Подготовка учащихся к уроку. Использую индивидуальный подход с учётом их возрастных психологических особенностей. Достигается это уважением личности учащегося, дифференцированностью обучения, использованием в своей работе идей педагогики сотрудничества, учения без принуждения, широко использую игровые ситуации и дидактические игры для осуществления принципа многократности повторения. Работа учащихся с папками - копилками помогает использовать идею опроса. На своих уроках я не делю учащихся на сильных и слабых, а работаю по формуле: «сильный» + «слабый», особенно при работе с карточками-заданиями на уроках КВН, уроках-конкурсах, уроках - выставках.
Я веду с учащимися постоянный диалог, который побуждает анализировать приобретённые знания и навыки, добиваюсь, чтоб у учащихся была потребность в приобретении знаний, в расширении кругозора, в стремлении быть лучше. Я знаю всех учащихся по именам, умею тактично подсказать, поправить ошибающихся и слабо усваивающих материал, вижу глаза учеников, постоянно поддерживаю интерес к уроку, учу их раскованности и умению общения, что ведёт к более эффективной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Применяя оценочную идею педагогики сотрудничества, я постоянно привлекаю учащихся к оценке работы каждого, то назначаю их ассистентами, формирую посты качества, то использую бригадный подряд для определения КПД каждого члена бригады.
Всей своей творческой деятельностью выполняю социальные функции педагога, являясь для учащихся и врачом, и наставником, и тренером, и психологом, и артистом, и доверительным лицом.
Любовь и уважение к детям возвращается ко мне их доверием, чуткостью и открытостью расположения.
Гуманистическая направленность деятельности является ведущей и выражается в активной жизненной позиции, ощущении ответственности перед будущим, сочетании сознательной устремлённости и большой любви к детям.
С первого же урока предлагаю учащимся оформить папку - «копилку», в течение всего курса обучения пополнять её материалами, касающимися истории предмета, всех его тем, из периодической печати: газет, журналов и т.д. Этим самым они расширяют кругозор, вносят много дополнительной информации на уроках. Учащиеся ведут поисковую работу: собирают «забытые рецепты наших бабушек», пословицы, поговорки, афоризмы пекарей, архивную кондитерскую «копилку», что позволяет им использовать полученные знания не только на уроках, но и в конкурсах, выставках, в учебных мастерских, где они проходят учебно-производственное обучение.
Учащиеся выполняют творческие задания: готовят доклады и презентации новых изделий, используя при этом методические рекомендации, альбомы, пособия, буклеты каталоги. Использую тестирование, направленные на выработку у учащихся умений анализировать, сравнивать, вырабатывать навыки самоконтроля. Ставлю и реализую на своих уроках триединую цель: обучающую, развивающую и воспитательную.
Обучающая цель урока. Усвоение учащимися роли значения общественного питания в народном хозяйстве; задач, стоящих перед отраслью и роли кондитеров в выполнении этих задач, применение инновационных технологий в кондитерском производстве.
Развивающая цель. Научить учащихся самостоятельно и точно отобрать материал из предложенной литературы, коротко и убедительно сформулировать ответы на вопросы плана урока.
Воспитательная цель. Убедить учащихся в том, что самое дорогое в нашей стране человек и его здоровье. И это в значительной степени зависит от кондитеров, их квалификации, добросовестности, честности, гуманности и культуры. Широко использую межпредметные связи: здесь и материал литературы, и химия, и география и т.д. Эмоционально рассказываю ребятам о том, что кулинарией занимались великие и знаменитые люди: такие как композитор Глинка, граф Одоевский, французская актриса Бриджит Бардо и др. Описание приготовления различных изделий можно найти почти во всей художественной литературе.
Учащиеся сами приводят примеры, знакомые им по жизни, по школьным предметам.
Технические средства обучения давно стали надёжными помощниками на всех этапах уроков: при опросе, объяснении нового материала, закреплении его, при проведении контрольных работ и т.д.
В настоящее время появилась реальная возможность использовать информационно-компьютерные технологии, заинтересовать учащихся в процессе обучения, научить их добывать и использовать знания не только на уроках, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Применение ИКТ позволило значительно сэкономить учебное время, а также принципиально изменить качество учебных средств. Электронные и видео материалы делают изучаемый предмет более наглядным, а значит интересным, запоминаемым. Например, объяснение нового материала можно подкреплять с помощью компьютера, различными иллюстрациями, моделями, фото фрагментами. Это обеспечивает демонстрацию того, что не удается показать в натуральном виде. Использование видео фильмов и видео роликов позволяет оживить изложение материала.
Широко применяю программированное обучение, игровые моменты, проблемные производственные ситуации. Учу культуре, логичности речи, аргументации и доказательности суждений. С этой целью разработаны примерные схемы ответов по приготовлению конкретных изделий
К каждому уроку имеются методические папки-накопители, постоянно пополняющиеся фактическими, методическими, дидактическими, иллюстративными материалами. Создан каталог наглядных пособий для каждого урока.
Активность и самостоятельность учащихся, умение самоанализа, расширение и углубление знаний достигаются путём привлечения к работе дополнительной литературы, материалов используемых при подготовке докладов и сообщений, разработке технологических схем, составления кроссвордов.
При опросе и проведении контрольных работ широко использую диафильмы, карточки-задания, тесты, опорные карты, применяю буквенные диктанты, тематическое лото и кроссворды.
Для уроков производственного обучения разработала инструкционные карты по всем темам предмета «технология приготовления мучных и кондитерских изделий» Инструкционные карты помогают учащимся осуществлять технологический процесс приготовления изделий без присутствия мастера, т.е. работать индивидуально. В них освещён весь технологический процесс пооперационно.
По моей инициативе проводились нетрадиционные уроки, уроки КВН, уроки-конкурсы, уроки-выставки. В своей работе широко использую опыт работы своих коллег, с удовольствием делюсь своими педагогическими находками и успехами часто выступаю с лекциями, докладами, провожу беседы по кондитерскому производству, открытые уроки, осуществляю целевое взаимопосещение уроков.
В училище работаю 10 лет. Имею высшее образование, приказом министра торговли РСФСР награждена нагрудным значком «Отличник советской торговли».
Являясь человеком со щедрым сердцем, желаю своим воспитанникам, чтобы их руки стали «золотыми» и кормили человека, охраняя его здоровье, улучшая жизнь и настроение.
Опыт работы подтверждает правильность выбранного мною пути, системы средств для достижения своей педагогической и методической цели: «Привитие любви к профессии на уроках производственного обучения через все формы обучения и воспитания».
В.А. Сухомлинский говорил об учителе: «Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость».
Организация бригад наиболее оправдана на втором году обучения, когда учащиеся овладеют минимумом навыков и приемов работы и появится возможность определить лучших из них - тех, которых можно назначить бригадирами
Бригадиров назначает мастер из числа передовых, активных и требовательных к себе и другим учащимся. Состав бригад комплектуется с широким участием учащихся. Принцип добросовестности является первым залогом успешной работы бригад. Бригада комплектуется по 5-6 человек, все бригады составляются примерно равными; хорошо, средне и слабоуспевающие. Вопрос о бригадире решает сама бригада. Выбранных бригадиров утверждают на собрании группы. Совет группы создаётся из бригадиров, командира группы и мастера производственного обучения.
Бригадное обучение повышает трудовую активность, так как простой каждого члена понижает производительность всей бригады. Увеличивается возможность вовлечения учащихся в работу по подготовке материально-технической базы по производственному обучению, улучшается качество работы, экономия материалов, повышается активность учащихся.
Внедрение на уроках производственного обучения бригадной формы организации труда готовит учащихся к работе в рабочих бригадах в период производственного обучения на предприятиях.
Я начала практическое ознакомление с отдельными элементами бригадных форм организации труда с первого курса. Например, в учебной группе №7 созданы четыре бригады, за которыми закреплены оборудование и рабочие места.
Каждый член бригады оказывается заинтересованным в конечном результате своей бригады. Все учащиеся к началу самостоятельной трудовой деятельности успешно справляются с производственными заданиями, добросовестно относятся к работе, уверенно чувствуют себя в рабочих коллективах. |