Поиск по сайту

Последний гость

No Entries!

Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ

Луценко Нина Владимировна,

мастер производственного обучения

высшей квалификационной категории

Щигровского филиала областного бюджетного профессионального образовательного учреждения

"Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова"

Предмет «Технология приготовления мучных и кондитерских изделий» является среди других учебных дисциплин основным. Это накладывает дополнительные требования к методике его пре­подавания и к личности преподавателя.

Профессия кондитер в наше время мало престижна, связана с большими физическими перегрузками, не относится к числу высокооплачиваемых. Учащиеся, поступающие на учёбу, ещё не имеют представления о своей бу­дущей профессии, поэтому на уроках производственного обучения  я осуществляю не только обучение основам знаний, умений и навыков, но и привитие интереса и любви к предмету и профессии.  Воспитываю культуру приготовления и оформления изделий в организации рационального питания, как части общечеловеческой культуры.

В течение многих лет ставлю перед собой и осуществляю методическую проблему: «Привитие любви к профессии через все формы обучения и вос­питания». Опыт работы позволяет раскрыть педагогические подходы к осу­ществлению методической проблемы, методы и приёмы обучения и воспита­ния учащихся, позволяющие добиваться высоких результатов.

 

 

Практика работы убеждает в том, что знание предмета и судьба будуще­го молодого специалиста зависит в большей степени от того, сможет ли пре­подаватель привить учащемуся интерес и любовь к предмету и профессии. И этого я добиваюсь. Постоянно работаю в поиске но­вых форм и приёмов работы с учащимися, применяю различные, нетрадици­онные виды уроков и внеклассных мероприятий. Много внимания уделяю самообразованию, предъявляю к себе повышенные требования, совершенствуя и оттачивая своё педагогическое мастерство.

Сегодня важно не только обеспечить учащихся базовым уровнем знаний и умений, но и обогатить их багаж знаний всем тем новым, что существует в отрасли, а также привить умение обновлять и пополнять запас знаний в течение всей профессиональной деятельности. Все эти требования можно реализовать в учебном процессе только внедряя в обучение инновационные технологии.

 

Помогает мне в этом широкий обмен опытом работы с коллегами своего училища и других ПУ, особенно таких предметов как товароведение, оборудова­ние, организация, и др.,  с которыми «Технология приготовления мучных и кондитерских изделий» имеет меж­предметные связи. Постоянно занимаюсь самообразованием изучаю педагогическую, методиче­скую и специальную литературу, по крупицам собирая всё новое, прогрес­сивное, передовое и внедряю в практику своей работы.

Что же лежит в основе успешной работы?

1. Требовательность к себе, подтянутость, организованность, опрятность, высокое чувство ответственности.

2. Тщательная подготовка к уроку. Учитель готовится к хорошему уро­ку всю жизнь. «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». (В.А. Сухомлинский). Готовясь к уроку я перечитываю основную и дополнительную литературу, до мелочей продумываю методику ведения урока производственного обучения по данной теме, подготавливаю наглядные пособия, дидакти­ческий материал, технические средства обучения. Большое внимание уделяю эстетическому оформлению урока -- ничего лишнего, всё рационально, оп­рятно, красиво.

 

 

Подготовка учащихся к уроку.

Использую индивидуальный подход с учётом их возрастных психологи­ческих особенностей. Достигается это уважением личности учащегося, дифференцированностью обучения, использованием в своей работе идей педаго­гики сотрудничества, учения без принуждения, широко использую игровые ситуации и дидактические игры для осуществления принципа многократности повторения. Работа учащихся с папками -  копилками помогает использо­вать идею опроса.

На своих уроках я не делю учащихся на сильных и слабых, а  работаю по формуле: «сильный» + «слабый», особенно при работе с карточками-заданиями на уроках КВН, уроках-конкурсах, уроках - выставках.

 

Я веду с учащимися постоянный диалог, который побуждает анализиро­вать приобретённые знания и навыки, добиваюсь, чтоб у учащихся была по­требность в приобретении знаний, в расширении кругозора, в стремлении быть лучше. Я знаю всех учащихся по именам, умею тактично подсказать, поправить ошибающихся и слабо усваивающих материал, вижу глаза учени­ков, постоянно поддерживаю интерес к уроку, учу их раскованности и уме­нию общения, что ведёт к более эффективной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Применяя оценочную идею педаго­гики сотрудничества, я постоянно привлекаю учащихся к оценке работы ка­ждого, то назначаю их ассистентами, формирую посты качества, то ис­пользую бригадный подряд для определения КПД каждого члена бригады.

 

Всей своей творческой деятельностью выполняю социальные функции педагога, являясь для учащихся и врачом, и наставником, и тренером, и пси­хологом, и артистом, и доверительным лицом.

 

Любовь и уважение к детям возвращается ко мне их доверием, чутко­стью и открытостью расположения.

 

Гуманистическая направленность деятельности является ведущей и вы­ражается в активной жизненной позиции, ощущении ответственности перед будущим, сочетании сознательной устремлённости и большой любви к де­тям.

 

С первого же урока предлагаю учащимся оформить папку - «копилку», в те­чение всего курса обучения пополнять её материалами, касающимися исто­рии предмета, всех его тем, из периодической печати: газет, журналов и т.д. Этим самым они расширяют кругозор, вносят много дополнительной инфор­мации на уроках. Учащиеся ведут поисковую работу: собирают «забытые рецепты наших бабушек», пословицы, поговорки, афоризмы пекарей, архивную кондитер­скую «копилку», что позволяет им использовать полученные знания не толь­ко на уроках, но и в конкурсах, выставках, в учебных мастерских, где они проходят учебно-производственное обучение.

 

Учащиеся выполняют творческие задания: готовят доклады и презентации новых изделий, используя при этом методические рекомендации, альбомы, пособия, буклеты каталоги. Использую тестирование, направленные на выработку у учащихся умений анализировать, сравнивать, вырабатывать навыки самоконтроля.

Ставлю и реализую на своих уроках триединую цель: обучающую, разви­вающую и воспитательную.

Обучающая цель урока.

Усвоение учащимися роли значения общественного питания в народном хозяйстве; задач, стоящих перед отраслью и роли кондитеров в выполнении этих задач, применение инновационных технологий в кондитерском производстве.

 

Развивающая цель.

Научить учащихся самостоятельно и точно отобрать материал из пред­ложенной литературы, коротко и убедительно сформулировать ответы на во­просы плана урока.

 

Воспитательная цель.

Убедить учащихся в том, что самое дорогое в нашей стране человек и его здоровье. И это в значительной степени зависит от кондитеров, их квали­фикации, добросовестности, честности, гуманности и культуры.

Широко использую межпредметные связи: здесь и материал литературы, и химия, и география и т.д. Эмоционально рассказываю ребятам о том, что кулинарией занимались великие и знаменитые люди: такие как композитор Глинка, граф Одоевский, французская актриса Бриджит Бардо и др. Описа­ние приготовления различных изделий можно найти почти во всей художест­венной литературе.

 

Учащиеся сами приводят примеры, знакомые им по жизни, по школьным предметам.

 

Технические средства обучения давно стали надёжными помощниками на всех этапах уроков: при опросе, объяснении нового материала, закрепле­нии его, при проведении контрольных работ и т.д.

 

В настоящее время появилась реальная возможность использовать информационно-компьютерные технологии, заинтересовать учащихся в процессе обучения, научить их добывать и использовать знания не только на уроках, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Применение ИКТ позволило значительно сэкономить учебное время, а также принципиально изменить качество учебных средств. Электронные и видео материалы делают изучаемый предмет более наглядным, а значит интересным, запоминаемым. Например, объяснение нового материала можно подкреплять с помощью компьютера, различными иллюстрациями, моделями, фото фрагментами. Это обеспечивает демонстрацию того, что не удается показать в натуральном виде. Использование видео фильмов и видео роликов позволяет оживить изложение материала.

 

Широко применяю программированное обучение, игровые моменты, проблемные производственные ситуации. Учу культуре, логичности речи, аргументации и доказательности суждений. С этой целью разработаны при­мерные схемы ответов по приготовлению конкретных изделий

 

К каждому уроку имеются методические папки-накопители, постоянно пополняющиеся фактическими, методическими, дидактическими, иллюстра­тивными материалами. Создан каталог наглядных пособий для каждого уро­ка.

 

Активность и самостоятельность учащихся, умение самоанализа, расши­рение и углубление знаний достигаются путём привлечения к работе допол­нительной литературы, материалов используемых при подготовке докладов и сообщений, разработке технологических схем, составления кроссвордов.

 

При опросе и проведении контрольных работ широко использую диа­фильмы, карточки-задания, тесты, опорные карты, применяю буквенные дик­танты, тематическое лото и кроссворды.

 

Для уроков производственного обучения разработала инструкционные карты по всем темам предмета «технология приготовления мучных и кондитерских изделий»

Инструкционные карты помогают учащимся осуществлять технологиче­ский процесс приготовления изделий без присутствия мастера, т.е. работать индивидуально. В них освещён весь технологический процесс пооперационно.

 

По моей инициативе проводились нетрадиционные уроки, уроки КВН, уроки-конкурсы, уроки-выставки. В своей работе широко использую опыт работы своих коллег, с удовольствием делюсь своими педагогическими на­ходками и успехами часто выступаю с лекциями, докладами, провожу беседы по кондитерскому производству, открытые уроки, осуществляю целевое взаимопосещение уроков.

 

В училище работаю 10 лет. Имею высшее образование, приказом минист­ра торговли РСФСР награждена нагрудным значком «Отличник советской торговли».

 

Являясь человеком со щедрым сердцем, желаю своим воспитанникам, чтобы их руки стали «золотыми» и кормили человека, охраняя его здоровье, улучшая  жизнь и настроение.

 

Опыт работы подтверждает правильность выбранного мною пути, сис­темы средств для достижения своей педагогической и методической цели: «Привитие любви к профессии на уроках производственного обучения   через все формы обучения и воспитания».

 

В.А. Сухомлинский говорил об учителе:

«Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Искус­ство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердеч­ность и мудрость».

 

Организация бригад наиболее оправдана на втором году обучения, когда учащиеся овладеют минимумом навыков и приемов работы и появится возможность определить лучших из них - тех, которых можно назначить бригадирами

 

Бригадиров назначает мастер из числа передовых, активных и требова­тельных к себе и другим учащимся. Состав бригад комплектуется с широким участием учащихся. Принцип добросовестности является первым залогом ус­пешной работы бригад. Бригада комплектуется по 5-6 человек, все бригады составляются примерно равными; хорошо, средне и слабоуспевающие. Во­прос о бригадире решает сама бригада. Выбранных бригадиров утверждают на собрании группы. Совет группы создаётся из бригадиров, командира группы и мастера производственного обучения.

 

Бригадное обучение повышает трудовую активность, так как простой каждого члена понижает производительность всей бригады. Увеличивается возможность вовлечения учащихся в работу по подготовке материально-технической базы по производственному обучению, улучшается качество ра­боты, экономия материалов, повышается активность учащихся.

 

Внедрение на уроках производственного обучения бригадной формы ор­ганизации труда готовит учащихся к работе в рабочих бригадах в период производственного обучения на предприятиях.

 

Я начала практическое ознакомление с отдельными элементами бригад­ных форм организации труда с первого курса. Например, в учебной группе №7 созданы четыре бригады, за которыми закреплены оборудование и рабо­чие места.

 

Каждый член бригады оказывается заинтересованным в конечном ре­зультате своей бригады. Все учащиеся к началу самостоятельной трудовой деятельности успешно справляются с производственными заданиями, добро­совестно относятся к работе, уверенно чувствуют себя в рабочих коллекти­вах.

 
free pokerfree poker
© 2024 Официальный сайт Щигровского филиала областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова"". Все права защищены.
MercurySoft@2012-2024