Поиск по сайту

Последний гость

No Entries!

 

РАЗВИВАЮЩАЯСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ

На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Это подчёркивается в исследованиях Р.М.Грановской, Е.Е.Лысенко, К.Янга и др. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от физической нагрузки, чтения, писания и т. д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

 

Официально, компьютерная аддиктивность была признана психиатрами в середине 90 – х годов xx века. Тогда же и была введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости. Поскольку введена она была американскими учёными, в ней в изобилии встречается терминология, позаимствованная из английского языка. И это, прежде всего, действительно Геймер – аддиктивность, или зависимость от компьютерных игр. Её в свою очередь можно разделить на варианты OnLine addiction и OffLine addiction. Первая из них или сетевая OnLine зависимость связана с навязчивой идеей игр в Интернете, OffLine зависимость предполагает постоянное использование компьютерных игр без выхода в Интернет. Различие между двумя этими видами зависимости, прежде сего, в том, что игра в Интернете всегда предполагает наличие партнёров, то есть общение, пусть и на другом уровне, и соперничество.

Второй случай (OffLine addiction) предполагает соревнование, как и общение, только с компьютером. При этом последний выступает как в роли игрового партнёра, так и в роли собеседника, соперника.

Проблеме «компьютер и дети» уделяется всё ещё недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающей значимости компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильность и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

Проблема компьютерной зависимости – это ещё и проблема потери доверия. Если человека обманывали или предавали (в его понимании), то он будет стараться избегать повторения негативного опыта, то есть будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.

Участие в виртуальном мире позволяет подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых – это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в виртуальном мире, где всё возможно, всё дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребёнка, как будущего аддикта, могут привлекать возможности компьютера из – за:

– реалистичности происходящего и забвения неуютного окружающего мира;

– наличия собственного мира, который доступен только ему;

– возможности исправить любую ошибку, путём многократных попыток;

– возможности самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести;

– отсутствия ответственности за совершаемые поступки.

Для подростка очень важно освоение личностного пространства, границы которого он подчёркивает увлечением молодёжной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты, велосипеда или компьютера. Он не признаёт жизненного стиля взрослых и создаёт свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый, самостоятельный и неповторимый.

Для самоутверждения подростку уже не надо демонстрировать выносливость и физическую силу привычными методами. Сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет в среде сверстников.

Ключевое чувство любой игровой зависимости – азарт. От всех других чувств азарт отличается тем, что его предметом являются сами положительные эмоции. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем все его действия подчинены тому, чтобы они им овладели. Тогда чувство азарта становится аффектом – глубокой и длительной эмоцией, при которой рациональный контроль существенно снижается. Аффект сужает восприятие, воля концентрируется на одной единственной цели. Как и при алкоголизме, игровая зависимость превращает жизнь человека в игру. Наслаждение, которое приносит игровое пристрастие, заменяет жизненную активность. Сила азарта соответствует степени регрессии личности в виде ухода от реальных действий в иллюзорное прошлое, где существует немедленное наслаждение, волшебное разрешение проблем и нет обязательных законов или ограничивающих правил.

Подростки из – за чрезмерного увлечения компьютерными играми часто просто не могут остановиться. Из – за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия. Даже при нарастании проблем в учебном заведении и дома не в состоянии справиться со своим увлечением.

В жизни подростка общение с компьютером становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается – у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он сможет подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника, в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдаётся деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста.

При вынужденном перерыве возникает чувство опустошённости, скуки. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Существенно то, что ролевые игры в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для этого возраста и через неё подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира.

Обнаружены и экспериментально подтверждены (С.А.Шапкин, М.С.Иванов) негативные изменения поведения у подростков увлекающихся компьютерными играми, несмотря на то, страдают они компьютерной зависимостью или нет. Под игровой компьютерной зависимостью понимается (А.Г.Шмелёв) болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребёнка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывание в Интернете не стали заменой реальности. Необходимо найти возможность показать подростку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и тренируют тело, создают нормальный эмоциональный фон в реальной жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.

3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом.

4. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:

– делайте акцент на применении компьютера в своей работе,

– используйте его в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.

5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество – повод и основание для ухода в виртуальный мир.

6. Корректно используйте право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме online.

 

Пройти тест on-line

 
free pokerfree poker
© 2024 Официальный сайт Щигровского филиала областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова"". Все права защищены.
MercurySoft@2012-2024