Щигровский филиал ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
Методика определения профессионального типа личности
Подготовил: социальный педагог Курашова Е.А.
Февраль 2015г.
Определение направленности личности
а) одобрения моей работы; б) сознания того, что работа сделана хорошо; в) сознания того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл (-а) в (футбол, волейбол, баскетбол), то я бы хотел быть: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: а) проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход; б) вызывает интерес к предмету, так, что обучающиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создаёт в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать своё мнение. 4. Мне нравится, когда люди: а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел (-а) бы, чтобы мои друзья: а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; б) были верны и преданы мне; в) были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: а) с кем складываются хорошие взаимоотношения; б) на кого можно положиться; в) кто может многого достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: а) когда у меня что-то не получается; б) когда портятся отношения с товарищами; в) когда меня критикуют. 8. По-моему хуже всего, когда педагог: а) не скрывает, что ребёнок ему не приятен, смеётся и подшучивает над ним; б) вызывает дух соперничества в коллективе; в) недостаточно хорошо знает предметы, которые преподаёт. 9. В детстве мне больше всего нравилось: а) проводить время с друзьями; б) ощущать, что хорошо выполнил какое-нибудь дело; в) получать за что-нибудь похвалу. 10. Я хотел (-а) бы быть похожим на тех, кто: а) добился успеха в жизни; б) по-настоящему увлечён своим делом; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь образовательная организация должна: а) научить решать задачи, которые ставит жизнь; б) развивать прежде всего способности ученика; в) воспитывать качества, которые помогают взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал (-а) его: а) для общения с друзьями; б) для отдыха и развлечений; в) для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: а) работаю с людьми, которые мне нравятся; б) у меня интересная работа; в) мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Больше всего я люблю когда: а) другие люди меня ценят; б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; в) приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили напечатать в газете, то мне хотелось бы, чтобы: а) рассказали о деле, в котором участвовал; б) написали о моей деятельности; в) обязательно рассказали о моём коллективе и друзьях. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: а) находит ко мне индивидуальный подход; б) умеет вызвать у меня интерес к предмету; в) устраивает коллективное обсуждение проблемы. 17. Для меня нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неудача при выполнении важного дела; в) потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: а) успех; б) возможность хорошей совместной работы; в) здравый смысл и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: а) считают себя хуже других; б) часто ссорятся и конфликтуют; в) возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: а) работаешь над важным для всех делом; б) имеешь много друзей; в) вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть: а) доступным, б) авторитетным, в) требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал (-а) бы книги: а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения; б) о жизни знаменитых и интересных людей; в) о последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочёл бы быть: а) дирижёром; б) композитором; в) солистом. 24. Мне бы больше хотелось: а) придумать интересный конкурс; б) победить в конкурсе; в) руководить конкурсом. 25. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: а) другие были им довольны; б) прежде всего выполнять свою задачу; в) его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: а) общаясь с друзьями; б) просматривая развлекательные фильмы; в) занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов Воспользоваться ключом, приведённым в таблице, чтобы подсчитать свои баллы по трём шкалам: «Я», «Общение», «Дело». Тот вариант ответа, который обозначен знаком «+» оценивается в 2 балла, не отмеченный – в 1 балл, а отмеченный знаком «-» в 0 баллов. Приложение к методике «Определение направленности личности».
Шкала «Я». Направленость на себя – ориентация на достижение своих целей, пусть даже за счёт окружающих. Проявляется через такие качества как властность, склонность к соперничеству. Нередко сочетается с тревогой, связанной с возможностью потерять свой статус, оказаться публично униженным и т. п. Очень высокие показатели (более 40) могут свидетельствовать об эгоизме. В профессиональной деятельности люди с преобладанием наклонности на собственное «Я» – это преимущественно индивидуалисты, ориентированные на достижение личного успеха, не слишком склонные работать в команде. Они тяготеют к профессиям, в которых результативность работы определяется собственными усилиями, а не слаженными действиями коллектива. Шкала «Общение». Направленность на общение выражается через стремление при любых условиях поддерживать отношения между людьми. Это ориентация на совместную деятельность, иногда даже в ущерб выполнению конкретных дел, для таких людей важно одобрение окружающих, может появляться зависимость от группы, повышающая потребность в близких эмоциональных отношениях с людьми. Такие люди предпочитают работать в команде, а не в одиночестве, выбирают профессии, подразумевающие широкие возможности для общения. Но порой они начинают воспринимать работу как место, куда приходят именно пообщаться, а не выполнять свои профессиональные обязанности, что ведёт к снижению продуктивности их деятельности. Шкала «Дело». Направленность на дело выражается через заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше. Такие люди ориентированы на деловое сотрудничество, в интересах общего дела они готовы пойти даже на ухудшение личных взаимоотношений с окружающими. Они обычно работают весьма продуктивно, хотя у них может развиться склонность к трудоголизму (чрезмерная увлечённость работой в ущерб другим сторонам жизни и собственному здоровью, что в конечном итоге снижает продуктивность работы) и не всегда гладко складываются отношения с коллегами, которые не столь увлечены трудом.
Анализ методики определения профессиональной направленности личности Данная методика имеет целью диагностику направленности личности. Направленность личности – это система интересов, побуждений, мотивов, жизненных ценностй человека, определяющая направления его активности.
В данной диагностике принимали участие студенты 1 курса в количестве 47 человек. Для работы вопросы были предложены по блокам: «личность», «друзья, общение», «деятельность». Группа № 1 А./Щ.
Группа № 1 Э./Щ.
Группа № 1 П./Щ.
Группа № 1 С./Щ.
Из приведенных результатов видно, что основная масса респондентов ориентирована на общение, иногда даже в ущерб выполнению какой-либо важной работе. Таким студентам нужно выбирать профессии, подразумевающие широкие возможности для общения. Но иногда они могут воспринимать работу как место для общения, что будет существенно снижать продуктивность их деятельности. Есть немногочисленная группа ребят, которые выбрали своими жизненными ценностями «дело». Такие будут работать весьма продуктивно в любых профессиях, но у некоторых может развиться склонность к трудоголизму (чрезмерная увлечённость работой в ущерб другим сторонам жизни и собственному здоровью, что в конечном итоге снижает продуктивность работы). Студентов, ориентирующихся на достижение своих целей, оказалось 4 человека, причём с небольшими показателями. В профессиональной деятельности люди с преобладанием наклонности на собственное «Я» – это преимущественно индивидуалисты, ориентированные на достижение личного успеха, не слишком склонные работать в команде. Они тяготеют к профессиям, в которых результативность работы определяется собственными усилиями, а не слаженными действиями коллектива. Явных эгоистов в нашем филиале нет.
|