Анализ методической работы Щигровского филиала ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
за 2019-2020 учебный год.
Методическая работа Щигровского филиала ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова» строится на основе годового плана, утвержденного директором техникума, председателем методического совета.
Методическая работа в техникуме направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого профессионально-педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива цикловых методических комиссий в целом, в итоге на совершенствование воспитательно-образовательного процесса.
Объектом методической работы являлись различные стороны образовательного процесса: учебная, научно-исследовательская, аналитическая, проектировочная, информационная, консультационная и другие виды деятельности. Основными источниками формирования содержания методической работы являлись:
- законы Российской Федерации;
- нормативные документы, инструкции, приказы Министерства образования и науки РФ, Курской области, определяющие цели и задачи образования в целом, и в частности, системы методической работы;
- программа развития техникума;
- Федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.
Основные задачи:
- организовать работу по внедрению современных образовательных и производственных технологий, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций специалиста, рабочего;
- обеспечить выполнение требований ФГОС СПО по организации и проведению
учебных занятий;
- способствовать повышению уровня теоретической и деловой квалификации педагогов;
- оказать консультативную помощь педагогам по различным направлениям методической работы;
- оказать практическую помощь педагогам по внедрению современных форм самостоятельной работы в образовательный процесс.
Задачи реализовывались через образовательную и консультационную деятельность, через систему мероприятий различного уровня:
1) обеспечение через систему методических мероприятий роста профессионального мастерства педагогов (мастер-классы, открытые уроки, семинары, областные мероприятия);
2) развитие интеллектуальных, методических, технологических знаний и умений педагогов (курсы, семинары, конференции);
3) выявление лучшего педагогического опыта, изучение и обобщение его на уровне области (конкурсы профессионального мастерства и другие областные мероприятия). Основными направлениями научно-методической работы техникума во втором семестре являлись:
- работа над методической темой техникума;
- профессиональная переподготовка педагогических работников;
- повышение квалификации преподавателей (курсы повышения квалификации, работа с молодыми специалистами и др.);
- разработка и корректировка учебно-планирующей документации по реализуемым специальностям, профессиям в соответствии с ФГОС СПО;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта (предметные недели, открытые уроки, круглые столы, конференции, выставки и др.).
Работа строилась на основе сотрудничества с председателями предметно-цикловых методических комиссий, библиотекой, и другими структурными подразделениями техникума.
В техникуме функционирует 3 ПЦМК: ПЦМК общеобразовательных, и общих естественно-научных дисциплин/Арцыбашева Н.В..; ПЦМК социально-экономических дисциплин /Косинова Е.А..; ПЦМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей / Чубарова М.В.
Во втором семестре 2019-2020 учебного года коллектив техникума продолжил работать над методической темой «Интеграция науки, образования и производства как условие повышения качества профессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, служащих для устойчивого социально-экономического развития региона». В ходе работы над методической темой выявлены причинно-следственные связи отдельных педагогических явлений и проведена соответствующая коррекция деятельности -определены причины, способствующие частичному выполнению поставленных задач. На протяжении всего периода работы техникума происходит рост профессиональной культуры преподавателей и мастеров производственного обучения. Аттестация на квалификационную категорию способствует оптимальной самореализации педагогического работника, является важнейшим рубежом в его профессиональной деятельности и органично включается в систему совершенствования его профессионально-педагогического уровня.
Целью работы коллектива образовательного учреждения в 2019–2020 учебном году является: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, творческого отношения к своим обязанностям, применения новых педагогических технологий.
Для достижения поставленной цели были определены:
- Методическая тема на 2019-2020 учебный год: «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса»
- Задачи:
Внедрение в практику прогрессивных, новых педагогических технологий или их элементов.
- Совершенствование видов и форм учебных занятий, диагностики и контроля.
- Совершенствование аналитической деятельности.
- Активизация работы ПЦМК.
- Совершенствование организации творческой, исследовательской деятельности педагогов и обучающихся.
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
- Сосредоточение основных усилий ПЦМК на создание базы знаний у обучающихся для успешной сдачи итоговой государственной аттестации и аттестации в форме ЕГЭ.
- Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Поставленные перед педагогическим коллективом цели и задачи достигались и решались через систематизацию методической работы, через совершенствование проведения уроков, освоение и применение новых педагогических технологий и методик преподавания, через индивидуальную и групповую работу с обучающимися, организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности, работу с одаренными и слабоуспевающими обучающимися, повышение мотивации к учению.
При планировании методической работы Щигровского филиала техникума методическая служба стремилась отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед педагогами и мастерами производственного обучения
В техникуме выбраны следующие формы методической работы:
1. Предметно-цикловые методические комиссии;
2.Работа преподавателей и мастеров производственного обучения над индивидуальными темами самообразования;
3. Открытые уроки, их анализ;
4. Взаимопосещение и анализ уроков, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих педагогов.
5. Предметные недели;
6. Разработка методических рекомендаций в помощь преподавателям и мастерам производственного обучения;
7. Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков производственного обучения и теоретического обучения;
8. Организация и контроль аттестации и повышения квалификации педагогических работников филиала техникума;
9. Инструктивно-методические совещания.
В течение учебного года педагоги и мастера производственного обучения делились опытом своей работы на заседаниях педагогического совета:
Косинова Е.А. – методист. Методическое сопровождение как социализация и адаптация преподавателей и мастеров производственного обучения.
Курашова Е.А. – социальный педагог. Работа социального педагога с девиантными студентами.
Луценко Н.В. – преподаватель специальных дисциплин. (Технология продукции общественного питания). Формирование познавательной деятельности студентов на уроках специальных дисциплин.
Чубарова М.В. – преподаватель специальных дисциплин. (Технология продукции общественного питания). Проект студентов это самостоятельн6ость плюс творчество плюс увлекательность.
Работал методический совет в составе которого заведующий филиалом, заведующий учебной частью, заведующий воспитательным отделом, старший мастер, методиста и руководителей ПЦМК.
Работа предметно-цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей осуществлялась в соответствии с планом, целями и задачами, поставленными на 2019-2020 учебный год. В течение учебного года было проведено 6 заседаний ПЦМК (в связи с пандемией) , ход и решение которых отражены в протоколах.
В начале учебного года преподаватели и мастера п/о познакомились с нормативными документами, была рассмотрена учебно-планирующая документация.
В течение 1 семестра проводился контроль по взаимному посещению учебных занятий. В сентябре проводилось посещение учебных занятий групп первого курса, с целью проверки адаптации вновь поступивших студентов. В течение полугодия с целью проанализировать эффективность проведения учебных занятий, а также соответствие плана работы преподавателя правилам его ведения проводилось посещение учебных занятий методистом филиала - Косиновой Е.А..
В результате проверки отмечены следующие положительные моменты:
- преподаватели предоставляют студентам инициативу при формулировке темы и целей учебного занятия;
- стиль проведения занятий – доброжелательный, способствующий активной работе студентов;
- преподавали мотивируют обучающиеся к активным действиям;
- своевременно оценивают студентов на учебном занятии;
- предоставляют студентам возможность самостоятельно добывать знания из различных источников;
- домашнее задание носит дифференцированный подход.
В результате проверки были выявлены следующие замечания:
- не все студенты вовлечены в работу на учебном занятии;
В первом семестре преподаватели и мастера принимали участие в различных конкурсах профессионального мастерства и представляли свой педагогический опыт.
Щигровский филиал представил участников по следующим компетенциям:
«Сварочные технологии» на площадке Железногорского политехнического колледжа.
Участник - Багдасарян Виталик, студент группы 2С/Щ, занявший 4 место
Мастер п/о Гамов И.М.
«Поварское дело» на площадке Курского государственного техникума технологий и сервиса
Участник – Минаева Наталья, студентка группы 22, занявшая 3 место
Преподаватель – Чубарова М.В.
«Кондитерское дело» на площадке Курского государственного техникума технологий и сервиса
Участник –Лукьянченков Александр , студент группы 32, занявший 4 место
Преподаватель – Луценко Н.В.
Преподаватель – Пикалова Е.А.
Методическая работа педагогического коллектива была связана с решением таких проблем:
- повышение качества знаний и умений,
- внедрение активных методов обучения;
- внедрение в учебный процесс современных информационных средств обучения;
- воспитание милосердия, высокой нравственности, коммуникативной культуры.
Для улучшения качества подготовки специалистов используются различные факторы, это:
материальная база техникума,
оснащенность кабинетов,
методическое обеспечение учебного процесса,
квалификация преподавателей,
обеспеченность библиотечно-информационным фондом,
рациональное распределение учебной нагрузки,
уровень компьютеризации,
обеспеченности техническими средствами обучения,
уровень учебной деятельности обучающихся,
качество текущей и итоговой успеваемости,
уровень дисциплины и самостоятельности обучающихся,
качество владения информационно-технологическими навыками у обучающихся.
Для контроля учебно-воспитательной деятельности преподавателя, мастера п/о и качества подготовки специалистов следует:
- по всем дисциплинам проводить срезы знаний с анализом по окончанию дисциплины самим преподавателем;
- обновлять оснащенность кабинетов (необходимо новое оборудование и оснащение кабинетов);
- базы практики (не во всех организациях наши обучающиеся находят поддержку в осуществлении учебного процесса);
Выводы:
Работа ЦМК проводилась планово, что способствовало проведению занятий на современном, инновационном уровне, повышению качества знаний обучающихся, единению учебного и воспитательного процесса, формированию этико- деонтологических навыков и здорового образа жизни.
Регулярно совершенствовалось качество образовательных программ, повышался уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Свой педагогический опыт преподаватели представили на выступлениях ПЦМК
№ п/п
|
Ф.И.О. преподавателя
|
Тема выступления
|
Сроки проведения
|
1
|
Чубарова М.В.
|
Использование инновационных кулинарных технологий на лабораторно-практических занятиях - успех становления специалиста высокого уровня
|
март
|
2
|
Гамов И.М.
|
Индивидуальная форма организации труда на учебной практике
|
март
|
3
|
Луценко Н.В.
|
Формирование познавательной деятельности студентов на уроках теоретического обучения
|
октябрь
|
4
|
Демидов А.И.
|
Методы получения знаний и умений с использованием элементов развивающего обучения
|
декабрь
|
5
|
Прыгаев В.Л.
|
Новые формы проведения учебной практики
|
март
|
6
|
Паньков А. С.
|
Взаимодействие мастеров п/о и обучающихся в процессе организации производственного обучения
|
январь
|
7
|
Коровин В.В.
|
Методы получения знаний и умений в процессе учебной практики по спецдисциплинам студентами
|
январь
|
|
Писаревский В.П. с докладом «Совершенствование форм проведения учебной практики» и
Дремов К.И. с докладом «Развитие познавательной ативности специалистов на уроках профессиональных дисциплин, реализация индивидуального подхода к обучающемуся» не выступили, так как запланировано было в мае, но дистанционно связались с коллегами и поделились опытом.
|
|
Согласно плану проводились открытые уроки, внеурочные мероприятия, предметные олимпиады, что способствовало повышению мотивации обучающихся к изучению профессинольного цикла и вовлечению их во внеурочную работу.
Проведены неделя автомобильного транспорта, неделя Повара, Пасхальная неделя, Все методические разработки мероприятий, уроков оформляются на электронных и бумажных носителях, пополняя картотеку дидактических материалов.
Перечень мероприятий и методических разработок за 2019-2020 уч. год представлен в таблице.
№ п/п
|
Фамилия, имя, отчество преподавателя
|
Наименование методической разработки, пособия и т.д
|
Примечание
|
-
|
Чубарова М.В.
|
РП, КТП, КОС по ПМ.02;ПМ.03; ОП.11в; ОП.03
Подготовка студентки к V Региоальному чемпионату «Молодые профессионалы», эксперт V Региоального чемпионата «Молодые профессионалы»,
эксперт Регионального чемпионата «Навыки мудрых» Ворлдскиллс 50+;
Проведение недели Масленицы: «Масленицу встречаем и блинами угощаем»- встреча студентов и преподавателй, посетителей и угощение блинами, мастер-класс по выпечке блинов -25.02.20;
открытое мероприятие « Масленица пришла» / чаепитие с блинами, мастер –класс «Блинчики из овсяных хлопьев и блинчики без муки» -26.02.020 -27.02.20;
выставка поделок к Маленице-28.02.20;
Разработка рабочих программ и КОС в связи с лецензированием новой профессии:
43.01.09 Повар, кондитер : ПМ.01;ПМ.02;ПМ.03; ОП.05; ОПВ.10
Открытое лабораторное занятие: Приготовление рулетов, теринов и закусок из птицы для фуршетного стола
Приняла участие во Всероссийском совещании в рамках ММСО -26.04.20-29.04.20
Участие в вебинаре «Режим повышенной готовности учителей при дистанционном обучении»- 27.04.2020 ;
опубликовала на сайте infourok.ru статью и презентацию, свидетельство;
участвовала во Всероссийской олимпиаде "Педагогический успех" в номинации: Контроль знаний, умений и навыков учащихся,;
участвовала во Всероссийской олимпиаде "Педагогический успех" в номинации: профессиональная этика педагога, диплом
получила свидетельство № 0000008960, дающее право на участие в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, компетенция «Поварское дело»
|
3 место
Диплом эксперта компетенция: Поварское дело от 09.11.20
сданы в поставленные сроки
Сертификат
Сертификат
2 место, диплом
2 место, диплом
свидетельство
|
-
|
Писаревский В.П.
|
РП, КТП, КОС по МДК.01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование; МДК.01.02 Технология производства сварочных конструкций; МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами.
Благодарственное письмо №75501 от 05.12.2019г редакции журнала «Педагог» - публикация на сайте;
Олимпиада по компетенции «Сварочные работы» в щигровском филиале Гончаров Сергей -3 место;
|
грамота
|
-
|
Гамов И.М.
|
РП, КТП, КОС по МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами; МДК.05.01 Техника и технология газовой сварки (наплавки); ОП.04 Допуски и технические измерения
подготовка студента к V Региоальному чемпионату «Молодые профессионалы»,
открытое внеклассное мероприятие: «Развитие автомобиьного транспорта»
открытый урок ...
|
октябрь-ноябрь
октябрь
|
-
|
Луценко Н.В.
|
РП, КТП, есть в наличии по всем предметам;
КОС- по ПМ.04;ОП.02;
подготовка студента к V Региоальному чемпионату «Молодые профессионалы»
участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности Единого урока в сети «Интернет»
Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе « Современное воспитание молодого поколения», методическая разработка «Широкая масленица»; тематический классный час, посвященный творчеству В.М.Клыкова
участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя»- доклад «Духовно-нравственное воспитание»
получила свидетельство №…., дающее право на участие в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс ,компетенция «Поварское дело»
|
участие
сертификат
диплом лауреата от 15.10.19
диплом 1 степени от 28.12.19
диплом 2 степени от 26.12.19
|
-
|
Демидов А.И.
|
РП, КТП, КОС по МДК.02.01 Монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций; МДК.02.02 Эксплуатация систем электроснабжения сельскохозяйственных предприятий; ОП.02 Техническая механика с основами технических измерений; ОП.07 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Информативное мероприятие: День энергетика
|
декабрь
|
-
|
Паньков А. С.
|
06.09.2019г провел экскурсию обучающихся гр.№1А/Щ на заводе «Геомаш» студентам показано металлургическое производство, технические операции;
25.10.19-проведены тематические часы: День работников автомобильного транспорта в гр. 20, 1А/Щ;
онлайн участие в мероприятии…………..;
участие в физкультурном флэшмобе;
открытыйй урок: Тема: Система питания карбюраторных двигателей
Цель: применение на практических занятиях модульной технологии, элементов рейтингово контроля знаний, умений навыков обучающихся;
прошел обучение на эксперта демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по компетенции: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»
|
сентябрь
октябрь
декабрь, сертификат
январь
март
|
-
|
Коровин В.В.
|
РП, КТП, КОС по МДК.02.01 Технологии обслуживания и ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок; МДК.03.01 Технология наладки электродвигателей, генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры МДК.03.02 Технология капитального ремонта электродвигателей, генераторов, трансформаторов
Информативное мероприятие: День энергетика
|
декабрь
|
-
|
Жеуров И.А.
|
получил свидетельство № ….., дающее право на участие в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс
|
|
9
|
Дремов К.И.
|
25.10. 19г. тематический классный час «День работников автомобильного транспорта»;
|
октябрь
|
Преподаватели и мастера п/о регулярно совершенствуют и пополняют методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: разрабатывают уроки, в которых отражены различные технологии (Луценко Н.В., Гамов И.М. Жеуров И.А); Чубарова М.В.., Паньков А.С, Коровин В.В – использование проектной технологии, дифференцированный подход в обучении; Дремов К.И. – применение технологии проблемного обучения; Чубарова М.В. – применение элементов чемпионата Ворлдскиллс на лабораторных занятиях и занятиях учебной практики.
Преподаватели и мастера п/о и обучающиеся являются участниками областных, межрегиональных и международных конференций, распространяют свой педагогический опыт на электронных образовательных порталах. Всё больше преподавателей вовлекаются в такую форму приобретения педагогического опыта как веб-конференции и вебинары. Особенно это актуально стало в связи с пандемией.
В конце учебного года председателем ПЦМК были подведены итоги, поставлены новые цели и задачи, составлен перспективный план работы преподавателей и ПЦМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, которые предстоит рассмотреть в начале 2020-2021уч.года
Итоги работы ПЦМК «Преподавателей общеобразовательных дисциплин» за 2019-2020 учебный год
Работа предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин осуществлялась в соответствии с планом, целями и задачами, поставленными на 2019-2020 учебный год. В течение учебного года было проведено 5 заседаний ПЦМК, ход и решение которых отражены в протоколах.
В начале учебного года преподаватели познакомились с нормативными документами, была утверждена учебно-планирующая документация. В сентябре проводились проверочные контрольные работы (срезы) среди обучающихся первого курса по общеобразовательным предметам, целью которых являлось отслеживание уровня освоения обучающимися базового учебного материала по отдельным предметам, сделан анализ их результатов. Преподавателями была разработана и внедрена система мер по повышению качества знаний обучающихся.
Регулярно совершенствовалось качество образовательных программ, повышался уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Свой педагогический опыт преподаватели представили на выступлениях МК: «Использование метода работы с текстом как формы организации самостоятельной работы студентов на уроках литературы» (Курашова Е.А); «Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с использованием проблемного метода обучения» (Петрищева И.Е.); «Использование технологии критического мышления на уроках информатики» (Арцыбашева Н.В); «Формирование мотивации обучения» (Наумов В.В.); «Дисциплина на уроке: что это такое, кто и как её добивается» (Косинова Е.А.)
Согласно плану недели общеобразовательных предметов «Парад наук» проводились открытые уроки, внеурочные мероприятия, предметные олимпиады, что способствовало повышению мотивации обучающихся к изучению общеобразовательных предметов и вовлечению их во внеурочную работу. Все методические разработки мероприятий, уроков оформляются на электронных и бумажных носителях, пополняя картотеку дидактических материалов.
Преподаватели общеобразовательных предметов регулярно совершенствуют и пополняют методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: разрабатывают уроки, в которых отражены различные технологии (Петрищева И. Е. – применение опорных схем и сигналов на уроках физики; Сасина Т.М. , Петрищева И.Е. – использование проектной технологии, дифференцированный подход в обучении; Рюмшина Н.Л. – применение технологии проблемного обучения; Зыкина Г.Ф – внедрение разнообразных форм и методов проведения самостоятельных работ, Барышников И.Н – здоровьесберегающие технологии, Арцыбашева Н.В - ИКТ и т д.); пополнен дидактический и контрольно-измерительный материал по предметам, разработаны презентации уроков (Курашова Е.А., Рюмшина Н.Л., Арцыбашева Н.В, Петрищева И.Е.)
Преподаватели и обучающиеся являются участниками областных, межрегиональных и международных конференций, распространяют свой педагогический опыт на электронных образовательных порталах (Курашова Е.А., Арцыбашева Н.В., Косинова Е.А)
Преподавателями представлены материалы методических разработок для участия в конкурсе «Ярмарка педагогических достижений». Лучшие работы – Арцыбашевой Н.В., Курашовой Е.А. были отправлены в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова». Эти работы приняли участие в областном конкурсе.
В конце учебного года председателем ПЦМК были подведены итоги, поставлены новые цели и задачи, составлен перспективный план работы преподавателей и МК общеобразовательных дисциплин.
Методист _________________________Е. А. Косинова
|