Что нужно знать о терроризме родителям
Совсем недавно мы вспоминали о событиях 12-летней давности, происшедших в Беслане. Мы говорили о террористах, захвативших в плен детей, о жертвах данного захвата, о плаче и скорби в домах. В память о погибших мы выпустили в небо белые шары. Об этом нужно помнить. Об этом нельзя не говорить, потому что терроризм – это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы или наши близкие проживают в относительно безопасном регионе, невозможно скрыть от детей последствия чудовищных взрывов, гибель заложников, разгул фанатизма. Главный вопрос– как наши дети реагируют на происходящие события? Большинство детей всех возрастов реагируют следующим образом: v Нарастает беспокойство при разлуке с членами семьи; v Появляется повторное переживание травмирующего события через навязчивые мысли действия, кошмары; v Повышается чувствительность к резким звукам типа сирен, летящих самолётов, громкого шума; v Активизируется страх темноты; v Ухудшается физическое самочувствие, появляются головные боли или боли в желудке; – наблюдается повышенная раздражительность, невнимательность, снижение успеваемости; v Появляются мысли о смерти. Терроризм лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности, ломает доверие к людям, нарушает привычное состояние мира вокруг подростка. Чувство растерянности, беспомощности может передаваться детям и от взрослых. У некоторых детей травмирующая ситуация может спровоцировать серьёзные психические расстройства. Конечно, реакции детей различаются по своей выраженности и направленности. Однако есть общее в том, что они чувствуют, когда акты терроризма ввергают в шоковое состояние окружающих их взрослых. Типичная реакция – страх за себя, за своих близких, за тех, кому угрожает непосредственная опасность. Это чувство усугубляется непониманием, противоречивой и недостаточой информацией о происходящем. Характерным является и ощущение потери равновесия, упорядоченности жизни, что ведёт к ещё большей неуверенности и дезориентации. Старшие подростки способны понимать смысл происходящего в мировом сообществе, а также могут отделять обепечение собственной безопасности от проблем мирового противостояния. Поэтому в разговорах с детьми: v Активизируйте познавательный интерес подростка в отношении важнейших политических событий в мире; v Поощряйте подростка высказывать идеи и переживания по поводу потрясшего его события; v Будьте терпимы к подросткам, которые могут чересчур эмоционально выражать свои мысли и чувства; v Имейте в виду, что в кризисной ситуации даже старшие подростки могут прийти к принятию необдуманных решений и ваша задача – ненавязчиво корректировать его самооценку и понимание ситуации. Помните, что в ситуациях национального бедствия, в том числе террористических нападений, есть достаточно вариантов поведения, при помощи которых взрослые, находясь в постоянном контакте с детьми, могут смягчить или нейтрализовать их опасения и растерянность после ошеломляющей новости.
|